Monitoring.kg Russian English Kyrgyz
Home Site MapFeedback
Кыргызская Республика, 720001
Бишкек, ул. Шота Руставели, д. 48, 10
Тел./Факс: +996 (312) 56-34-63
E-mail: journalist.kg@gmail.com
ИНФОРМАЦИЯ МАСС-МЕДИА ПРАВО И СМИ ССЫЛКИ ПРОЧЕЕ
Вторник, 19 Июня, 2018 г. НОВОСТИ ОФИЦИАЛЬНО

СМИ КЫРГЫЗСТАНА
Печатные
Электронные
Медиа-организации
БЮЛЛЕТЕНИ
Мониторинг состояния сети Интернет в Кыргызской Республике
Мониторинг средств массовой информации Кыргызской Республики
ВЫБОРЫ-2007
Политический экстремизм, терроризм и СМИ в Центральной Азии
Выборы 2007 - Итоговый отчет
Тревожные сигналы
Мониторинг Президентских выборов - 2009
Мониторинг Президентских Выборов - 2011
БИБЛИОТЕКА
Специальная литература для журналистов и медиа-организаций
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Международный фонд защиты свободы слова "Адил Соз" (Алматы)
Проект "Защита демократических прнципов свободы слова в Центральной Азии"
Международная Ассоциация по защите свободы слова (IFEX)
Центр экстремальной журналистики (Москва)
КОНКУРС КАРИКАТУР
Карикатуры 2008
Карикатуры 2009
Международный Фонд защиты свободы слова "Адил соз"
Международная организация по защите свободы слова
Институт медиа представителя
Центр информационного права
Обращение медиа организаций к Президенту Кыргызской Республики

Обращение представителей медиа сообщества к Президенту Кыргызской Республики г-ну Бакиеву К.С. относительно закона «О телевидении и радиовещании» (инициаторы: Джээнбеков Ж., Сыдыкова Л., Жунусов И. и Тагаев Р.), принятом ЖК КР 24 апреля 2008 года

Президенту Кыргызской Республики

г-ну Бакиеву К.С.

О Б Р А Щ Е Н И Е

Уважаемый Курманбек Салиевич!

С 24 марта 2005 года в нашей стране были предприняты существенные шаги в области укрепления принципов свободы слова, создания условий, для эффективного развития инициатив в сфере медиа. Одним из действительно прогрессивных шагов в направлении обеспечения свободного доступа к объективной и непредвзятой информации в КР и государственной демонополизации информационных потоков было принятие закона «О доступе к информации находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления» от 28 декабря 2006 года и закона «О национальной телерадиовещательной корпорации» от 02 апреля 2007 года. Эти факты были приняты международным демократическим сообществом с высокой оценкой и признанием реально проводимых демократических реформ в сфере свободы слова. Однако 24 апреля 2008 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики принял закон «О телевидении и радиовещании» (инициаторы: Джээнбеков Ж., Сыдыкова Л., Жунусов И. и Тагаев Р.).

Мы, представители медиа сообщества, средств массовой информации, журналисты и граждане Кыргызской Республики считаем, что данный Закон нужный и необходимый нормативный правовой акт, который, безусловно будет способствовать развитию телевидения и радиовещания в стране. Однако некоторые нормы данного закона противоречат многим действующим нормативно правовым актам, Конституции КР, идет в разрез государственной политике, направленной на демократический путь развития страны и может существенно ухудшить состояние свободы слова в стране со всеми вытекающими негативными последствиями по нижеследующим основаниям.

  • Пункт 1 статьи 8 Закона предусматривает, что в общем объеме и времени вещания каждой телерадиоорганизации более половины программ и передач должно вестись на государственном языке, не менее 50 процентов должна быть собственная продукция и не менее 60 процентов – национальный аудиовизуальный продукт или музыкальные произведения авторов либо исполнителей Кыргызстана. Мы понимаем, что данные требования были введены с осознанием всей полноты важности обеспечения информационной безопасности и соблюдения государственных и национальных интересов. Однако с вступлением в силу Закона, около 90% телерадиоорганизаций вынуждены будут прекратить свою деятельность из-за следующих непреодолимых в данный момент времени препятствий.

Большинство телерадиоорганизаций не имеют достаточных экономических, технических, кадровых и иных необходимых ресурсов для производства более 50% своих программ на государственном языке и более 50% собственной продукции. Проблема также связана и с требованиями ТВ и радио формата, соблюдение которых необходимо для привлечения аудитории и конкурентной борьбы между телерадиовещателями. В реалиях медиа рынка данное правило с трудом может соблюсти только монополист в сфере телерадиовещания НТРК КР в силу государственной поддержки, и наличия вещания на всю страну в отличие от более чем 40 частных вещателей, которые предоставляют альтернативную информацию населению нашей страны. Требования данного законопроекта равносильны гибели частных вещателей и могут рассматриваться как скрытая мера ограничения развития медиа бизнеса в сфере телерадиовещания и ограничения доступа к информации медиа потребителей. Вступление в силу данной нормы может привести не только к вынужденному закрытию телерадиоорганизаций, но и эскалации напряженности в обществе, волну негативных реакций со стороны региональных и центральных вещателей.

  • Статья 11 Закона «О телевидении и радиовещании» (далее Закон) признает утратившим силу Закона Кыргызской Республики «О Национальной телерадиовещательной корпорации» и по сути уничтожает ростки Общественного телевидения и радио созданного на базе НТРК, по Вашей инициативе. Хотя статья 11 Закона предусматривает формирование Наблюдательного совета НТРК Жогорку Кенешем Кыргызской Республики по представлению Президента Кыргызской Республики, в нем отсутствует механизм гражданского контроля за деятельностью монополиста в сфере телерадиовещания - НТРК. Исходя из того, что НТРК финансируется из республиканского бюджета, формируемого в свою очередь из соответствующих налогов граждан, то последние должны иметь право на внедрение в управление НТРК механизма гражданского контроля/наблюдения за деятельностью НТРК. В настоящее время действующий состав Наблюдательного Совета НТРК, сформированный на паритетных началах 5+5+5 (от Президента, от Парламента и от Гражданского общества) не может осуществить предоставленные законом полномочия в связи с тем, что 7 членов вышли из состава по собственному желанию и нежеланием Жогорку Кенеша КР доизбрать согласно существующего законодательства оставшееся количество членов в Наблюдательный Совет НТРК. Уверены в том, что изменения и дополнения относительно Национальной телерадиовещательной корпорации должны быть внесены в Закон «О национальной телерадиовещательной корпорации». Полная отмена закона о Национальной телерадиовещательной корпорации является крайней, непопулярной мерой разрешения сложившейся проблемы.
  • Пункт 4 статьи 6 Закона предусматривает возможность приостановления отзыва (аннулирование) лицензий со стороны правительственного органа. Данная норма может привести к развитию коррупции и созданию рычага влияния, давления на СМИ, что может в целом негативно отразиться на состоянии свободы слова в стране. Для достижения эффективного развития в сфере медиа бизнеса (теле и радио вещатели) должны быть уверены в юридической безопасности данного вопроса. Изъятие, приостановление, отзыв (аннулирование) лицензии у теле- радио вещателя должна быть исключительной мерой и все прерогативы по данному вопросу должны быть переданы независимой комиссии из представителей президента, парламента и гражданского общества, либо суду.
  • В пункте 2 статьи 4 Закона наряду с другими принципами государственной политики в сфере телевидения и радиовещания названы: - недопустимость участия иностранных юридических и физических лиц и лиц без гражданства в деятельности телевизионных и радиовещательных организаций. Данный принцип имеет очень расширенное толкование и даже если взять эту норму в минимальном ее понимании, она исключает любую возможность участия иностранных лиц в деятельности СМИ. С вступлением закона в силу исключается любая возможность привлечения иностранных инвестиций в сферу медиа в качестве бизнеса. Также данная норма противоречит Марракешскому Генеральному соглашению по торговле услугами от 15 апреля 1994 года, которое было подписано всеми членами ВТО, в том числе и Кыргызской Республикой. Средство массовой информации является прежде всего бизнесом и соответственно, любое ограничение в данной сфере должно согласовываться со всеми членами ВТО. На практике, в большинстве демократических государствах, членах ВТО допускается ограничение участия иностранных лиц в деятельности СМИ, но не полный запрет.
  • Данный законопроект не получил должного освещения и участия в обсуждении и разработке участников медиа рынка, которые на протяжении последних шести месяцев разрабатывали аналогичный законопроект «О телевидении и радиовещании», а также законопроект «О национальном совете по телевидению и радиовещанию в КР» совместно с Министерством культуры и информации. Данные законопроекты были подготовлены с учетом международной практики, демократических принципов и с целью разрешения множественных проблем не только в сфере телевидения и радиовещания, но и наболевших проблем распределения теле- радио частот. Законопроекты находятся на согласовании в Правительстве Кыргызской Республики. В связи с этим видится наиболее продуктивным создание рабочей группы по рассмотрению всех представленных законопроектов.

Уважаемый г-н Президент основываясь на изложенном, просим Вас возвратить закон «О телевидении и радиовещании» в Парламент, для восполнения пробелов и недостатков. Уверены в том, что учет всех представленных здесь моментов благотворно отразится на дальнейшем развитии телевидения и радиовещания в Кыргызской Республике.

С уважением,

  1. Институт Медиа Представителя
  2. Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ
  3. Общественная Палата по Вопросам СМИ в КР
  4. Ассоциация Телевидения и Радио
  5. Радиостанция «Татина» - г. Карабалта
  6. Радиостанция «Бурана» - г. Токмок
  7. Правозащитная организация «Мир»
  8. Радиокомпания «Европа» - г. Бишкек
  9. НФ МТРК «Мир»
  10. Центр «Интербилим»
  11. Таласский ресурсный центр СМИ
  12. Радиостанция «Алмаз-Нарын»
  13. ОсОО «Информационно-креативный центр» (Телевидение «ДДД»)
  14. ОО «Дом журналиста» - г. Каракол
  15. Независимая телерадиокомпания «Керемет» г. Ош
  16. Радиостанция «Алмаз» - г. Бишкек
  17. Радиостанция «Радио Алмаз» - г. Ош
  18. Общественное объединение «Журналисты» - г. Бишкек


Вторник, 13 Мая, 2008 г.
[17.10.11] Обращение по безопасности журналистики - В память о погибших журналистах

[17.12.10] Обращение представителей гражданского общества по «Пятому каналу»

[27.09.10] Обращение журналистов в связи с давлением узбекских властей на журналистов этой страны

[02.09.10] Обращение медиа-организаций Кыргызстана по делу Улугбека Абдусаламова

[04.05.10] Заявление о положении средств массовой информации в Кыргызской Республике

[26.04.10] Медиа организации обращаются к СМИ Кыргызстана с просьбой соблюдать Этический кодекс журналиста

[15.04.10] Обращение медиа организаций к Временному правительству КР

[14.04.10] Обращаемся к представителям CМИ

[13.03.10] Заявление медиа организаций Кыргызстана по поводу ограничения доступа к информации в стране

[29.01.10] Обращение к журналистам и СМИ

БИЗНЕС-НОВОСТИ
[25.04.18] Вячеслав Моше Кантор поддерживает нацеленность Владимира Путина на обеспечение безопасности всех граждан

[28.12.17] Открытие расчетного счета: этапы

[29.09.17] Комфортный онлайн-портал покупки авиабилетов

[20.07.16] Если я ищу работу в Алчевске, то делаю так

[13.01.16] Преимущества путешествий авиатранспортом

[10.04.15] Увидел свет новый японский автомобиль Datsun mi-DO

[19.12.14] В Питере заработала выставка восковых кукол

[25.11.14] Что посетить в Петрозаводске: фестиваль, ледяные скульптуры, достопримечательности

[04.09.14] Эффективный снос зданий – прерогатива профессионалов

[25.07.14] Массажные салоны для мужчин и их особенности

dem
Кыргыз маданият борбору
НАВЕРХ
Проект "Защита демократических принципов свободы слова в странах Центральной Азии"
E-mail: monitor@elcat.kg